Руководство по эксплуатации
Общие указания.Прицепы Завода прицепов "БАТЫР" предназначены для перевозки различных грузов в составе с легковыми автомобилями.
Прицепы разработаны на основе и в соответствии с ОСТ 37.001.220-93.
Эксплуатация прицепов разрешена со всеми легковыми автомобилями, оборудованными ТСУ (тягово-сцепным устройством) по ОСТ 37.001.096 – 94 и штепсельной розеткой, предназначенной для подключения электрооборудования прицепа.
На прицепах применены ряд узлов и деталей (колеса, подшипники, ступицы, амортизаторы, резиновые втулки, серьги, электрические фонари, световозвращатели), заимствованные от автомобилей ВАЗ, Москвич Газель и др.
Прицепы не оборудованы тормозной системой.
Меры безопасности
При эксплуатации прицепа запрещается:
- перевозить людей на грузовой платформе прицепа;
- эксплуатация прицепа без надлежащего крепления груза;
- эксплуатация прицепа без закрепления предохранительных цепей на ТСУ автомобиля, неисправности сцепного устройства, недопустимом износе сцепной головки, не работающем оборудовании;
- оставлять автопоезд или оцепленный прицеп на уклоне без установленных под колеса прицепа противооткатных упоров и включении стояночного тормоза автомобиля;
- нагружать прицеп больше чем указано в его паспорте.
Правила эксплуатации прицепа
В период обкатки прицепа (до 1000 км) следить за состоянием всех креплений и производить подтяжку ослабленных резьбовых соединений.
При работе с прицепом в составе автопоезда от водителя требуется повышенное внимание и осторожность, т.к. прицеп ограничивает маневренность автомобиля, увеличивает время обгона и торможения.
Груз на прицепе необходимо размещать как можно равномерно, чтобы обеспечить необходимую нагрузку на сцепное устройство указанную в технических характеристиках. Нагрузка не должна быть нулевой или отрицательной (т.е. прицеп «тянет» автомобиль за шар ТСУ вверх), т.к. это приведет к потере управляемости автомобиля. Нагрузка на ТСУ сверх указанной в технических характеристиках на прицеп приведет к перегрузке дышла, ТСУ и несущих систем автомобиля.
Во избежание перемещения груза при движении груз необходимо закрепить. При перевозке длинномерных грузов с открытыми передним и заднем бортами рекомендуется привязать борта к грузу во избежание поломки и деформации.
При загрузке прицепа кроме паспортной грузоподъемности прицепа необходимо учитывать значение полной массы прицепа допускаемой для буксировки заводом-изготовителем данного конкретного автомобиля-тягача. Она устанавливается из условий обеспечения безопасности движения и прочности конструкции автомобиля.
Допустимую массу перевозимого груза необходимо определить вычитая снаряженную массу прицепа из полной массы прицепа или установленной изготовителем автомобиля полной массы прицепа для буксировки при условии, если это величина меньше полной массы прицепа.
Перед каждым выездом водитель обязан проверить:
- исправность ТСУ автомобиля и сцепного устройства прицепа;
- работу электрооборудования прицепа;
- соответственное норме давления в шинах;
- исправность и закрепление к ТСУ автомобиля страховочных цепей;
- исправность замков бортов и надежность закрепления груза.
Сцепка автомобиля с прицепом
Сцепка прицепа производится в следующем порядке:
- подвести автомобиль задним ходом к прицепу или прицеп подкатить к автомобилю;
- присоединить прицеп к ТСУ автомобиля;
- соединить электрооборудование прицепа с электрооборудованием автомобиля подключив вилку дышла к штепсельной розетке ТСУ автомобиля и зафиксировать ее крышкой розетки;
- закрепить при помощи болта и гайки предохранительные цепи прицепа на ТСУ автомобиля;
- проверить работу электрооборудования.
Техническое обслуживание прицепа
Техническое обслуживание включает в себя моечные, окрасочные, смазочные, регулировочные, электротехнические работы выполняемые, как правило, без разборки узлов прицепа.
Для обеспечения длительного срока службы прицепа необходимо через каждые 1000 км, но не реже 1 раз в 2 года выполнять следующие работы:
- мойку прицепа от всех загрязнений и тщательный осмотр с целью выявления трещин металла, сколов краски в процессе эксплуатации.
- осмотреть и проверить все резьбовые соединения при необходимости произвести затяжку;
- проверить давление в шинах;
- проверить и осмотреть рессоры и проверить работоспособность амортизаторов. Исправные амортизаторы допускают не более двух колебаний груженого прицепа;
- смазать детали сцепного устройства смазкой ЛИТОЛ – 24.
Замена колес
Замену колес прицепа, как правило, выполняют в сцепленном с автомобилем состоянии, при этом автомобиль становится на стояночный тормоз. Замена колеса производится в следующем порядке:
- подложить противооткатные упоры под опорное колесо;
- ослабить баллонным ключом четыре болта крепления колеса;
- подставить под колесную балку домкрат от автомобиля и приподнять прицеп до отрыва колеса от земли;
- отвернуть болты крепления и снять колесо;
- установить запасное колесо, завернуть четыре болта крепления колес и равномерно затянуть их до упора крест-накрест;
- опустить и убрать домкрат, затянуть болты моментом 70 Нм (7 кГ.м);
- проверить давление в шинах, и убрать противооткатные упоры.
Условия хранения и упаковка
Условия хранения – не отапливаемые помещения в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом.
С целью экономии места в гараже прицеп можно хранить в вертикальном положении, со снятым дышлом, при этом прицеп должен быть надежно закреплен во избежание случайного падения.
Срок хранения без «переконсервации» – один год.